Знаменитая поговорка гласит: «Все дороги ведут в Рим!». Вполне возможно что 3 тысячи лет назад это соответствовало истине. Беда в том, что дорожки те были неширокими – всего-то чтобы могли разминуться две повозки запряженные волами, и весьма колдобистыми. В лучшем случае их мостили кирпичом.
А вот настоящие, ровные и гладки асфальтовые дороги вели в города инков, современников древних римлян. Способствовала этому не техническая продвинутость американских каннибалов, без зазрения совести приносящих человеческие жертвы своим богам, а природные условия в Средней и Южной Америке. В тех местах существовали и до сих пор существуют асфальтовые озера – места выхода на поверхность залежей нефти.
Босоногие индейцы быстро смекнули, что бегать по ровному и гладкому асфальту приятнее, чем по каменистой поверхности. Стали вычерпывать из природных асфальтовых резервуаров тягучую массу, и поливать ей дороги. Асфальт быстро затвердевал на воздухе и получалась гладкая дорога, которой были не страшны никакие проливные дожди и наводнения.
Так что… Ответ на вопрос – где появились первые дороги покрытые асфальтом прост – в стране инков, на Американском континенте.
На территории Европы тоже существовали асфальтовые озера. Только отношение к ним было несколько иным, чем у индейцев. С началом распространения христианства их считали «вратами Ада», проклятыми местами, и всячески сторонились их. В лучшем случае могли утопить в асфальте какого-нибудь упыря или ведьму. А о том, чтобы черпать «адскую смолу» и тем более поливать ей дороги европейцы до XIX века даже не помышляли.
Первой ласточкой прогресса стала самая прогрессивная на тот момент европейская страна – Франция. Экспедиции Наполеона в Египет не прошли даром. Французы многому научились у потомков древних египтян. В том числе познакомились с применение природного асфальта, которым были богаты берега Мертвого моря.
Сами египтяне асфальтом дороги не обустраивали, но широко применяли его в хозяйственных целях:
Свойства асфальта были хорошо известны жителям Ближнего Востока.
Документально засвидетельствовано, что первым асфальтированным участками стали дороги и тротуары Парижа. Произошло это событие в 1832 году, одновременно с изобретением фотографии, тоже полученной с помощью асфальта.
Новшество хорошо прижилось и примеру законодателей европейской моды последовали другие страны: Англия, Австро-Венгрия, Швейцария. Россия недолго стояла в стороне от прогресса и в 1839 году заасфальтировала 100 метров тротуара у Тучкова моста в Санкт-Петербурге.
Первый опыт асфальтирования улиц понравился горожанам. Копыта лошадей и окованные колеса повозок не грохотали по мощенным брусчаткой узким улочкам городов, а тихо катились по ровной и упругой асфальтовой поверхности. Дороги начали асфальтировать массово.
На американский континент асфальтирование дорог «вернулось» только в 1876 году, когда впервые для покрытия дороги был применен природный асфальт. А первый участок дороги, протяженность 29 километров, американцы построили в 1892 году. К этому времени в Европе было заасфальтирована почти половина существовавших дорог.