Советские технические стандарты не позволяли строить или ремонтировать дорожное полотно при атмосферных осадках и температуре воздуха ниже + 15 оС. Сегодня ситуация изменилась. Благодаря инновационным процессам разработаны уникальные технологии и материалы, позволяющие укладывать асфальтобетон (АБ) даже в плохую погоду.
Для проведения таких работ абсолютно не подходит горячая асфальтобетонная смесь. Зато холодный или литой АБ можно укладывать в условиях, когда нет обильных атмосферных осадков, а температура воздуха не опускается ниже –10 оС.
Привычный для наших глаз дымящийся асфальтобетон – самый дешевый материал для строительства дорожного полотна и благоустройства территорий. Однако горячая смесь, состоящая из щебня, песка и нефтяного битума, нуждается в особых условиях транспортировки и укладки.
Справка! Разогретую до +110 оС асфальтовую смесь укладывают преимущественно в сухую, теплую погоду. В холодных и сырых условиях площадь покрытия и горячая смесь быстро охлаждаются. Вследствие этого ухудшается адгезия и резко снижается возможность укладки прочного, идеально ровного полотна.
На смену горячему асфальтобетону пришли новые виды смесей, пригодные для работы в дождливую и относительно холодную погоду.
Холодная асфальтовая смесь не используется для покрытия больших площадей. Этот материал чаще всего используют для ямочного ремонта или устранения дефектов, неровностей полотна.
Холодная (сухая) асфальтовая смесь отличается несложной технологией укладки. Пошагово этот процесс выглядит так:
В некоторых случаях прочность полотна повышают за счет многослойной холодной смеси. В таких ситуациях каждый пласт материала нуждается в трамбовке. Холодный асфальт отличается несложной технологией укладки, позволяющей использовать его сразу, без дополнительной подготовки. Но иногда для прочности в сухую смесь добавляют пластификаторы/модифицирующие добавки, вызывающие химическую реакцию. В этом случае материал будет готов к применению не раньше, чем через 5-6 часов.
Справка! Покрытие будет гораздо прочнее, если сухую асфальтовую смесь перед началом работы выдержать в помещении при температуре не ниже +10 оС. Эта процедура позволит материалу приобрести необходимую эластичность, особенно если его перед использованием разрыхлить. При этом площадь укладки желательно прогреть с помощью газовой горелки
Литая асфальтовая смесь применяется для покрытия любых объектов. Однако в России используется редко, т. к. дороговизна материала не позволяет покрыть огромную протяженность автомобильных дорог. Благодаря высокой плотности такое полотно имеет продолжительный срок службы, обладает стойкостью к температурным перепадам, влаге, механическому воздействию.
Поэтапно технология укладки литого асфальта выглядит так:
Внимание! Ямочный ремонт с применением литого асфальта исключает участие асфальтоукладчика. В этом случае заливка жидкого АБ происходит с помощью кохера.
Строительство дорожного покрытия с использованием горячего АБ — отличный вариант для работы на больших площадях в теплую, сухую погоду. Полотно из такого материала обладает высокими эксплуатационными свойствами и к тому же обходится недорого. Однако горячий способ строительства трасс и других объектов не подходит для работы в сезон дождей.
В свою очередь холодную асфальтовую смесь можно применять при температуре воздуха до –15 оС. Универсальный материал отличается хорошей адгезией и высокой влагостойкостью, но не выдерживает больших нагрузок. Его основное назначение – покрытие небольших участков, в частности — ямочный ремонт. К тому же его цена в несколько раз превышает стоимость классического асфальта.
Литое дорожное покрытие, изготовленное по специальной технологии, нуждается в разогреве до жидкого состоянии при температуре 250 оС. Эта процедура необходима для эффективного соединения всех компонентов, из которого состоит смесь.
Жидкий материал легко растекается по любой поверхности. Застывшее дорожное полотно обладает долговечностью и влагостойкостью. Однако из-за дороговизны материала применяется нечасто.
К ключевым факторам, влияющим на разрушение дорожного покрытия, специалисты относят следующие:
Выбор подходящего способа укладки асфальтового покрытия делается специалистами после оценки технического состояния запланированного объекта. Современные технологии расширяют возможности дорожного строительства и благоустройства территорий. Однако даже при использовании материалов, обладающих уникальными свойствами, необходимо соблюдать требования ГОСТ и СНиП.