Дорожное полотно в зависимости от нагрузки строится из разных, иногда дорогостоящих асфальтовых смесей. Для покрытия тротуаров используются более дешевые материалы. При этом учитываются климатические условия региона, надежность основания, интенсивность движения пешеходов.
Величина этого параметра рассчитывается с учетом предполагаемой нагрузки. Передвижение пешеходов оказывает гораздо меньшее воздействие на асфальтовое полотно, чем автотранспорт. Даже детские коляски, самокаты, скейтборды и велосипеды не причиняют серьезного ущерба покрытию.
Стандартно минимальная толщина асфальтового слоя в пешеходной зоне составляет не более 3-4 сантиметров. Причиной быстрого разрушения такого полотна чаще всего служат:
Внимание! Уложенное в соответствии с ГОСТ тротуарное покрытие может служить достаточно долго без ремонта. Одно из условий прочности полотна —полноценное основание из щебня.
Современный асфальтобетон можно классифицировать по следующим параметрам материала:
Справка! Некоторые виды асфальтобетонной смеси отличаются повышенной прочностью. Но в этом свойстве нет крайней необходимости при строительстве пешеходных дорожек/тротуаров.
Для обустройства пешеходных зон используются следующие виды асфальтового покрытия:
Покрытие для тротуаров по стандарту укладывается по той же технологии, что и дорожное полотно. И тот, и другой процесс начинается с подготовки грунта и основания. Разница заключается в толщине слоев, у пешеходной зоны этот параметр значительно ниже, чем у автодороги.
Рассмотрим поэтапно процесс укладки асфальта на тротуарах. Работа проводится в следующем порядке:
Основание для укладки тротуара будет надежным, если грунт под ним выбирается настолько, чтобы после завершения работы асфальтовое полотно достигло необходимого уровня. В тех случаях, когда строительство автодороги и тротуаров идет одновременно, то глубина оснований для каждого из этих объектов рассчитывается индивидуально.
Полный рабочий процесс выглядит так:
Утрамбовка основания для автодороги/пешеходной зоны производится дорожным катком. Если площадь тротуара не позволяет применять тяжелую спецтехнику, используются средства малой механизации. Например, виброплита, с помощью которой основание будет достаточно утрамбовано.
Внимание! Одновременно с подготовкой основания для тротуара сооружается дренажная система. Необходимость в автономном водоотведении отпадает, если в непосредственной близости строится дорожная трасса, обеспеченная всеми элементами благоустройства.
Этот рулонный материал, изготовленный из прочных синтетических волокон, укладывается на утрамбованный грунт (дно основания). Геотекстиль демонстрирует следующие качества:
Справка! Применение эластичного и достаточно прочного, долговечного материала не наносит вреда окружающей среде.
Отсыпка из песка стабилизирует конструкцию и отчасти выполняет функцию дренажа. Толщина этого слоя при строительстве автодорог составляет около 40 см. Для отсыпки тротуаров этот параметр может быть ниже.
Качество асфальтового покрытия зависит от трамбовки песчаного пласта. Для выполнения такой работы используется дорожная спецтехника или средства малой механизации.
Современное дорожное строительство не обходится без применения двух популярных геосинтетических материалов:
Геосетка — рулонный текстиль, выполненный из сверхпрочных синтетических волокон. Некоторые виды сетчатого материала для улучшения эксплуатационных характеристик пропитываются специальным составом.
Благодаря высокой прочности, эластичности и долговечности геосетка широко применяется для эффективности следующих процессов:
Георешётка — разновидность геотекстиля, изготовленная из композитных/полимерных лент, соединение которых в развернутом виде образует ребристые соты. Синтетический материал позволяет стабилизировать наклонные поверхности насыпей, склонов и предотвращать оползни.
Применение геосетки и георешетки в сочетании с геотекстилем позволяет усилить прочность конструкции в 2-2,5 раза. К тому же использование этих материалов в дорожном строительстве дает возможность сократить расход щебня до 40%.
Внимание! Использование геосетки исключает смешивание щебня с песком. Это способствует сохранению геометрии основы и значительно продлевает срок службы асфальтового покрытия.
Дорожно-строительные компании предпочитают использовать в работе щебень, полученный в результате дробления прочных горных пород. Для укладки тротуарного полотна применение такого материала необязательно. При обустройстве пешеходных зон основанием может служить даже кирпичный бой.
Однако прочность и достаточную плотность асфальтобетонного покрытия обеспечивает смесь щебня различных фракций. Иногда этот материал укладывают слоями: сначала крупные куски породы, а сверху — мелкие. Такая технология тоже обеспечивает высокую плотность покрытия.
Внимание! Каждый слой щебня утрамбовывается с помощью тяжелой спецтехники или ручных механизированных инструментов. Уплотненные пласты материала пропитываются битумной эмульсией для повышения адгезии с другими прослойками асфальтового полотна.
Стандартное покрытие для тротуаров укладывается в один слой. В тех случаях, когда применяется песчаный асфальт или асфальтогранулят, материал интенсивно уплотняют. Пешеходные дорожки запускают в эксплуатацию только после того как они обретут необходимую прочность.
При строительстве щебеночного или гравийного покрытия используются два типа асфальтовых смесей:
Кроме того при обустройстве пешеходных зон используются два вида асфальта:
Для укладки тротуарного полотна можно литой АБ, качественно не уступающий горячим смесям. Основное достоинство этого материала – жидкая консистенция образует идеальную поверхность, затвердевающую по мере остывания. Такой асфальт не нуждается в уплотнении. Однако его практически не используют для благоустройства муниципальных образований из-за дороговизны материала.
Для строительства тротуарного покрытия нет нужды использовать дорогостоящие материалы. Классический вариант — горячая асфальтовая смесь, уложенная одним слоем толщиной 3-4 см — при соблюдении требований ГОСТ и СНиП обеспечит полотну надежную прочность и долговечность.