Расклинцовка щебня

← Предыдущая Следующая →
0
1759
 

Понятие расклинцовки щебня

 

Любая дорога, за исключением грунтовой, имеет строение «слоеного пирога» - состоит из нескольких слоев, каждый из которых выполняет определенную роль. Одним из важнейших этапов при отсыпке дорог, который придает дорожному полотну  прочность и устойчивость к нагрузкам, является устройство щебеночной подушки. Благодаря высокой твердости камня, из которого состоит щебень, удается добиться стабильности и неподвижности дорожного полотна.

Чтобы устроить стабильное основание для укладки дорожного покрытия – асфальта или асфальтобетона, необходимо максимально плотно сплотить между собой отдельные «зерна». Добиться этого методом простой насыпки практически невозможно. Для этого прибегают к специальному технологическому приему – расклинцовке.

Суть ее заключается в том, чтобы максимально заполнить просветы, остающиеся между отдельными фрагментами щебня, которые тем больше, чем крупнее фракция. Если не сделать этого, то при нагрузке они начнут смещаться относительно друг друга. Сквозь них начнет проваливаться тонкое асфальтовое покрытие, и дорожное полотно быстро придет в негодность.

Фракции щебня

Технология укладки щебня при строительстве и ремонте дорог

 

Укладке щебеночного слоя предшествуют подготовительные работы, которые проводятся для выравнивания основания будущей работы, укладки дренажного слоя, способствующего отведению излишней влаги, прокладке коммуникаций.

Для этого:

  • срезается поверхностный слой почвы – плодородная почва вывозится, а каменистый грунт используется для обустройства придорожных сооружений;
  • поверхность обнажившегося грунта уплотняется катками или виброплитами;
  • если дорога строится на влажных, плохо дренированных грунтах проводится гидроизоляция – укладывается слой геотекстиля вдоль всей площади будущего дорожного полотна;
  • насыпается песчаная подушка слоем 200-500 мм, которая многократно уплотняется с помощью дорожной строительной техники.

Следующий этап – укладка слоя щебня. Она производится последовательно:

  • Сначала насыпается и разравнивается слой щебня крупной фракции 20-70 мм, на слабых грунтах нижний слой может насыпаться из более крупной фракции 70-120 мм. Уложенный слой щебня может содержать отходы строительного производства: битый кирпич, отходы горнорудного или металлургического производства. Производится уплотнение уложенного слоя многократным прокатываеием дорожными катками массой не менее 6 тонн;
  • На уплотненный слой может укладываться армирующая сетка из полимерного материала;
  • Второй слой щебеночной «подушки» насыпают из щебня фракции 20-40 мм и так же многократно, не менее пяти раз укатывают катком или уплотняют виброплитами. Для предотвращения нагрева щебня вследствие трения и более плотной его укладки поверхность проливают водой. Толщина второго слоя составляет 100-200 мм;
  • Заключительный этап – собственно расклинцовка. Для этого используют самую мелкую фракцию щебня 5-20 мм, которая проникает в имеющиеся щели. Верхний слой делается достаточно тонким – 20-50 мм, с таким расчетом, чтобы мелкая фракция полностью заполнила имеющиеся после уплотнения второго слоя свободные пространства. Для снижения трения и лучшего проникновения мелких зерен щебня его обильно смачивают или обрабатывают органическими смазывающими веществами – жидким битумом или отходами нефтяного производства из расчета 2,5-4 литра на квадратный метр.

схема расклинцовки

Контроль качества щебеночной подушки

 

Визуальный контроль плотности сцепления зерен щебня невозможен. Для этого используют контрольно-измерительный прибор динамического зондирования, позволяющий определить степень усадки после нескольких мощных ударов по поверхности уложенного и расклинцованного щебня. При сильной степени усадки расклинцовку повторяют до тех пор, пока степень усадки не будет соответствовать СНиП и ГОСТ 8269.0-97.

Чтобы избежать перерасхода материалов при строительстве или восстановлении дорожного полотна руководствуются ГОСТ 8267-93, в котором содержатся нормы расхода щебня различных фракций для выполнения дорожно-строительных работ.

Расклинцовка щебня производится не только при строительстве дорог. Она обязательна при:

  • строительстве железнодорожных насыпей, до укладки железнодорожного полотна;
  • строительстве взлетно-посадочных полос для самолетов;
  • при устройстве «подушек» из щебня перед заливкой бетона в основания фундаментов или укладки блоков сборных железобетонных конструкций;
  • в производстве железобетонных изделий на производстве или непосредственно на строительной площадке.
 
Время работы:
пн-Пт  8:00 -18:00
Адрес офиса:
Санкт-Петербург, ул. Новолитовская 10,12
Менеджер Алексей
Политика конфиденциальности
Этот сайт использует файлы cookie и метаданные. Продолжая просматривать его, вы соглашаетесь на использование нами файлов cookie и метаданных в соответствии с Политикой конфиденциальности.
Продолжить
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Индекс цитирования.
edth1
Оставьте заявку
и мы Вам перезвоним в удобное для Вас время
это поле обязательно для заполнения
E-mail:*
это поле обязательно для заполнения
Телефон:*
это поле обязательно для заполнения
Галочка*
Спасибо! Форма отправлена
edth1
Оставьте заявку
и мы Вам перезвоним в удобное для Вас время
это поле обязательно для заполнения
E-mail:*
это поле обязательно для заполнения
Телефон:*
это поле обязательно для заполнения
Галочка*
Услуги:
Спасибо! Форма отправлена