Природный асфальт был известен людям очень давно. Он находил широкое применение у цивилизаций Древнего Востока, широко использовали его в Египте времен фараонов. Правда, применялся он не совсем так, как мы привыкли его воспринимать сегодня. В основном он использовался:
Следы применения асфальта для устройства напольного покрытия археологи нашли во время раскопок. Им мостили полы в жилищах и хозяйственные постройки. До использования асфальта в качестве дорожного покрытия на древнем Ближнем Востоке не додумались.
Гораздо более прозорливыми оказались индейцы в Доколумбовой Америке. Задолго до прихода в нее европейцев, они освоили асфальтирование дорог, не зная при этом колеса и вьючных животных.
По сравнению с ранними цивилизациями Востока и Средней Америки племена, проживавшие на территории современной России, находились на этапе первобытно-общинного строя. Ни о каком строительстве, тем более обустройстве дорог и речи не шло. Основными транспортными артериями в те времена были реки. Идея обустраивать дорожное покрытие пришла нашим предкам не позже, чем «продвинутым» европейцам. Только русичи, проводя дорожные работы, использовали для этого не камень, а древесину, которую могли рубить в неограниченных количествах. Немногочисленные месторождения природного асфальта в европейской части России ждали своего часа.
История сохранила для нас дату и место первого применения асфальта для мощения дорого на территории России. Произошло это в 1839 году, в Санкт-Петербурге, тогдашней столице Империи. В качестве эксперимента, по примеру законодателя мод Парижа, было заасфальтировано 45 погонных саженей (около 100 метров) тротуара вблизи Тучкового моста и наружный участок дамбы. Стоимость эксперимента, по тем временам, была чрезмерно высокой. 1 погонная сажень обошлась казне в 14 рублей (при цене воза отборного сена в 4 рубля).
После первого применения эксперименты с асфальтирование участков тротуаров и площадок перед зданиями не прекратились. Правда, велись они исключительно для ремонта дорог в Санкт-Петербурге. Другие города в продвижении «инновационных» на тот период технологий не участвовали. Асфальт был дорог. В России не производился, а закупался в Европе. Счет шел на пуды, а единственным способом доставки потребителю был гужевой транспорт. При таких масштабах речи о масштабном применении асфальта для мощения дорог не шло.
Ко второй половине XIX века уже широко было известно об уникальных свойствах нефти. В Северной Америке начался настоящий нефтяной бум. Природные месторождения нефти существовали и в Российской Империи – на берегах Каспийского моря. Поиском нефти в то время активно занимались предприимчивые люди, зараженные примером американских ковбоев, в одночасье ставших миллионерами на добыче нефти.
Одним из таких пионеров разведки и добычи нефти стал отставной офицер и владелец имения в Сызранском уезде Самарской губернии Дмитрий Иванович Воейков. Пытаясь отыскать на берегах Волги месторождения нефти он, в содружестве с М. Богдановым открыл месторождения природного песчаного асфальта. Отсутствие нефти не остановило предприимчивого помещика и к 1875 году он освоил производство асфальтовой мастики и гудрона, которые начал поставлять в Москву.
В это же время при участии инженера-химика А. Летнего был спроектирован и построен первый асфальтовый завод, который был зарегистрирован в 1879 году под наименованием «Товарищества Сызранского асфальтового завода».
В дореволюционной России асфальт применялся в очень ограниченных масштабах. В основном - в крупных городах для мощения центральных улиц и тротуаров. Поистине масштабным стало строительство дорог с использованием асфальта во времена советской власти – в эпоху индустриализации, пришедшуюся на 30-е годы XX века. Именно тогда начали строить первые заводы по производству искусственного асфальта. Полностью отказались от применения в качестве связующего вещества природного дегтя, разработали технологии укладки дорожного полотна с учетом слабых и болотистых грунтов.
Современные технологии позволяют получать асфальты с заданными свойствами. Кроме широко распространенных в России асфальтов «Марка 1» - «Марка-3», используются специальные кислотоустойчивые асфальты, покрытия на основе асфальта, выдерживающие повышенные нагрузки – для строительства взлетных полос аэропортов.