Природный асфальт – это полезное ископаемое, представляющее собой смесь битумов с неорганическими включениями: песком, щебнем, минеральными порошками (тальк, пемза). В самородном состоянии встречается довольно широко. Крупные месторождения природного асфальта известны на территории России (Ульяновская область), Франции, Канаде, Венесуэле. Одно из самых известных и крупных месторождений природного асфальта – «асфальтовое озеро» Пич-Лейк на острове Тринидад, из которого ведется промышленная добыча на протяжении более 150 лет.
В настоящее время природный асфальт используется редко. 99% используемого для обустройства дорог материала имеет искусственное происхождение и представляет собой смесь битумов – отходов переработки нефти с наполнителями – щебнем различных фракций, песком и специальными уплотняющими наполнителями.
В природных условиях асфальт может образовываться в местах поверхностного залегания нефтяных месторождений. Количество нефти в породе должно составлять от 2 до 20%. Под воздействием воздуха происходит выветривание легких летучих фракций нефти и частичное окисление асфальтеновых веществ. В результате образуется плотная, вязкая, трудно текучая масса, содержащая от 20 до 40% минеральных масел и от 60 до 75% смолисто-асфальтеновых веществ. Остаток приходится на разнообразные минеральные включения.
Плотность природного асфальта равна 1,1 г/см3 , что несколько больше плотности воды. Но в соленой воде асфальт плавает. Это явление широко известно в Мертвом море, расположенном на границе Сирии и Израиля. В древности из-за этой особенности египтяне называли его Асфальтовым морем.
О свойствах асфальта было известно с глубокой древности. Его широко использовали древние ассирийцы и египтяне. Сфера применения была довольно широка:
В настоящее время сфера применения асфальта несколько изменилась. Основная масса искусственно изготовленного материала идет на асфальтирование и благоустройство территорий. В небольших количества высококачественный природный асфальт используется при изготовлении лаков и художественных красок.
Существует несколько марок асфальта, используемого для обустройства дорожных покрытий. Различие заключается в плотности и процентном соотношении связующего вещества и наполнителей.
По российской классификации выделяют:
Согласно такому разделению Маркой 1 именуют плотные и особо плотные асфальты, используемые при строительстве оснований дорог. Это максимально прочный состав, устойчивый к истиранию, но не обладающий хорошим сцеплением с резиной автомобильных покрышек.
Марка 2 – самый распространенный материал, используемый для обустройства верхнего покрытия дорожного полотна, пешеходный дорожек, зон отдыха в индивидуальном строительстве, асфальтировании территорий. Плотность асфальта ниже. Он не требует для укладки применения тяжелой техники и легко укатывается ручными катками или уплотняется виброплитами.
Марка 3 – самый плотный, но наименее прочный состав. Это объясняется высоким содержанием битума и мелкой фракцией наполнителей. В основном при его приготовлении используют песок или мелкие фракции отходов горной и металлургической промышленности. В основном используется для «ямочного» ремонта дорог благодаря высокой адгезии к старому разрушенному дорожному полотну.
Кроме марок существую типы. Они маркируются буквами русского алфавита «А», «Б», «Г», «Д». Отличия между типами – в процентном содержании наполнителя и размере фракции – от крупного щебня, до мелкого просеянного песка.
Первоначально, когда асфальтирование дорог начали применять в дорожном строительстве, его укладывали наливным способом – расплав просто выливали на поверхность дороги или моста, разравнивали и ожидали остывания. Современные технологии предусматриваю различные варианты укладки:
При ручной укладке обычно используется асфальт, пригодный для теплой укладки. Асфальтные работы не требуют использования тяжелых катков. Безопасен в работе. Выделяет мало токсичных веществ.
Современные производители постоянно совершенствуют составы асфальта, приспосабливая его под конкретные нужды. Вводят в состав полимеры, отходы производства, наполнители из старых резиновых покрышек и даже органические компоненты. Разработан «белый» асфальт - для укладки дорожного полотна в туннелях и горных ущельях, который является дополнительным источником освещенности дороги.