В свое время существовал еще один тип асфальтирования – «Теплый» он применялся при температуре смеси не меньше 70 градусов, но время как говорится вносит свои коррективы и данный вид укладки асфальта исчез из-за своей неэффективности уступив место горячей и холодной технологии.
Асфальтобетонная смесь — это состав материалов качественно подобранных для производства того или иного типа смеси. Тип смеси в свою очередь зависит от того какой из минералов взят за основу и делится на три типа:
Также есть классификация, основанная на размерах, минеральных составляющих смеси: Мелкозернистые. Песчаные. Крупнозернистые. В то же время смесь холодная может быть только песчаной или мелкозернистой. В то же время имеется три группы с процентным содержанием щебня или гравия: Группа А содержит около 50-60% камня, Группа Б содержит около 40-50%, Группа В около 30-40%. Именно каменные составляющие смеси после прокатки катком забивают все образовавшиеся полости. В том числе классификация по остаточной пористости смеси после уплотнения использующаяся для горячих смесей асфальта:
Широта использования асфальтной смеси очень разнообразна. Несмотря на то что основным направлением использования асфальта является строительство дорожного полотна, его применяют и при покрытии полов производственных помещений, взлетных полос аэродромов, благоустройстве частных владений, а также в ландшафтных работах садово-парковых территорий.
Асфальтное покрытие, выполненное горячим способом, выдерживает огромные нагрузки и поэтому применяется при строительстве дорог с большой пропускной способностью. Для приготовления горячей смеси очень важным моментом является соблюдение температурного режима в процессе ее производства. Температура не должна быть ниже 100-130 градусов Цельсия, повышение или понижение заданной температуры совершенно не допустимо поэтому для производства смеси используют специальное оборудование. В разогретый до кипения битум засыпаются минеральные комплектующие и тщательно перемешиваются. После приготовления смесь доставляется к месту производства работ по устройству асфальтного покрытия. Асфальтирование дорог горячим способом требует высокого профессионализма и слаженности команды, выполняющей данный вид работ.
Применение холодного способа укладки асфальта появилось сравнительно недавно, но с каждым днем он становится все популярней среди строительных компаний занимающихся ремонтом дорог и укладкой асфальта. Производство работ с использованием холодной смеси позволяет производить срочные ремонты дорожного полотна, после которого покрытие практически сразу можно эксплуатировать. Этот способ очень удобен при ремонте перекрестков, развязок и других участков дорог с интенсивным движением. Использование холодной смеси возможно и при жаркой погоде, и в морозные дни, а также в дождливую и снежную пору. Огромный минус — это конечно высокая стоимость, которая делает производство работ по укладке холодного асфальта в масштабах магистралей совершенно неподъемной с точки зрения экономики.
Начало любого строительство дорог начинается с проекта. Этот этап начальный и является одним из самых важных этапов строительства. Ошибка или недочет в проектировании влечет за собой массу дополнительных расходов строительной организации, начиная от поиска ошибок в проекте и заканчивая закупкой новых объемов строительных материалов.
Следующим этапом является подготовка строительных площадей, места где в будущем будет построено дорожное полотно. Эти площади очищаются от растительности, снимается верхний слой грунта, производится выравнивание и уплотнение корыта, наносится строительная разметка.
После того как корыто подготовлено приступают к устройству подушки – основанию, отвечающему в последствии за распределение нагрузки с поверхности полотна и предотвращающей его проседание. Устройство основания производится путем послойной отсыпки, планировки и трамбования таких материалов как песок, гравий, а также щебень различных фракций. Толщина основания зависит от назначения полотна. Если мы строим пешеходную или велосипедную дорожку, то толщина основания будет на порядок ниже чем толщина дороги для транспорта. После установки бортового камня или бордюра приступают непосредственно к самой укладке асфальта. Работы по асфальтированию производятся бригадами профессионалов с привлечением специальной дорожной техники.
Если говорят не о строительстве, а о ремонте дороги то вместо подготовки грунта проводится операция по снятию старого асфальта с помощью дорожной фрезы. Снятое асфальтное покрытие или вывозится на свалку или же подвергается переработке вторично
И в заключение хочется сказать, что качественное асфальтное покрытие — это лишь верхушка айсберга так сказать видимая часть. На самом деле готовая магистраль, придомовая территория пешеходная или велосипедная дорожка — это плод напряженного и кропотливого труда инженеров проектировщиков, инженеров строительных профессий, водителей и механиков, операторов специальной техники и рабочих других специальностей. Приятно что эта отрасль строительства не отстает от своего времени внедряя в производство работ современные, качественные материалы и профессиональную строительную технику.